Смотрим, читаем, говорим

Клуб дебатов и дискуссий для подростков 12 -15 лет
осень 2024 года


Искусство аргументации всегда было неотъемлемой частью взаимодействия людей друг с другом. Люди вынуждены договариваться, объединяться, убеждать других, защищать своё мнение, и всё это строится, в первую очередь, на вербальном, словесном выражении. Однако, как правило, мы часто не подготовлены к тому, чтобы вести переговоры, спорить, дискутировать на сложные темы или просто сохранять лицо в бытовых пререканиях.

Как должна строиться речь, на что обращать внимание в других людях, какие бывают словесные манипуляции – это и многое другое нам предстоит не только изучить в теории, но и отработать на практике в рамках курса.



Чему мы научимся:

  • Научимся грамотно излагать свои мысли
  • Освоим приёмы мастеров слова
  • Разберём примеры успешных и не очень успешных переговоров из популярной культуры
  • Сделаем нашу речь более чистой и красивой
  • Изучим речевые методы воздействия
  • Изучим приёмы, позволяющие стать более уверенными в себе и вести себя более уверенно на публичных выступлениях
  • Научимся распознавать и использовать манипуляции в споре

А также:
  • Слушать и слышать других людей и другие взгляды на мир
  • Формулировать собственную позицию
  • Рассуждать по поводу прочитанной книги или просмотренного фильма
  • Аргументированно спорить на заданную тему
  • Работать в команде при отстаивания своего мнения
  • Быстро реагировать на каверзные вопросы и придумывать свои контраргументы



Время проведения: раз в неделю, 20 занятий
Группа 1: по воскресеньям в 20:00 по Москве ( с 15 сентября 2024 г. при наборе группы)
Группа 2: по субботам в 18:00 по Москве (с 19 октября при наборе группы)

Важно! Количество участников ограничено. Большая просьба регистрироваться заранее. Если вам не подходит время клуба, или у вас есть вопросы, вы можете оставить предварительную заявку в форме ниже.

!!! Если ваш подросток старше 14 лет (15-17), но вам интересен клуб - оставьте заявку в форме ниже. Если будет достаточно желающих мы сформируем отдельную группу для старших ребят.

Программа курса
Последовательность тем курса:
  1. Блок 1. Теория и практика риторики (5 занятий)
  2. Блок 2. Обсуждение фильмов: (5 занятий)
  3. Блок 3. Клуб дебатов: (5 занятий)
  4. Блок 4. Книжный клуб: (5 занятий)
Занятие 1.


Занятие 1.


Теория: Искусство аргументации.
Практика: Ложь спасает или разлагает?
40 минут теория
5 минут перерыв
45 минут практика

  • Из каких компонентов состоит риторика? Что важно для убеждения? Как должна строиться речь?
  • Бывает ли ложь во спасение? Что такое «белая ложь»? Может ли существовать общество, основанное на лжи? Эти и другие вопросы мы разберём в ходе плодотворной дискуссии. Разграничение понятий «правда» и «ложь» всегда было важной составляющей человеческих взаимоотношений. А что делать, когда у каждого своё мнение насчёт позволительности лжи? Конечно, нужно это обсудить и привести весомые аргументы за или против такого общения, чем мы и займёмся на первом занятии.
Группа 1: воскресенье 15.09.24 в 20:00 по Москве
Группа 2: суббота 19.10.24 в 18:00 по Москве
Занятие 2.


Занятие 2.


Теория: Образ оратора.
Практика: Жить сейчас или думать о будущем?
  • Готовим образ оратора. Какой тип оратора вам ближе? Победа тактическая и победа стратегическая. Чем плоха сиюминутная победа любой ценой?
  • Наслаждаться сегодняшним днём или жить мыслями о будущем? Этот вопрос поднимался в человеческом обществе на протяжении многих веков. Мы постараемся найти слабые и сильные места у каждой из этих позиций и обсудить их в рамках нашего дискуссионного клуба. В чём плюсы эпикурейства и что говорит на этот счёт библейская традиция, зачем придерживаться здорового образа жизни и стоит ли «пробовать в жизни всё» - на эти темы мы и порассуждаем.
Дата: 22.09.24
Занятие 3.

Занятие 3.

Теория: Уверенность в споре.
Практика: Соцсети - польза и вред.
  • Тактика ведения переговоров в зависимости от соперников. Темперамент и психологический портрет оппонента. Честные и нечестные приёмы в споре.
  • Мир соцсетей – это не будущее, это уже реальность, в которой мы все живём. Причём реальность виртуальная. Однако наше отношение к этой реальности может быть различным. Представляют ли соцсети опасность? Какая от них польза? Как изменился мир с активным введением мессенджеров? Эти и другие актуальные вопросы мы обсудим в рамках первой темы дискуссионного клуба, где каждому участнику будет представлена возможность выговориться и послушать мнение других людей.
Дата: 29.09.24
Занятие 4.

Занятие 4.

Теория: Манипуляции в споре.
Практика: Какое место в достижении цели занимают труд, талант и случайность?
  • Манипуляция в общении. Как распознавать потенциально опасных оппонентов, как вскрывать неуверенность, в чём проявляется манипуляции по отношению к нам.
  • Соотношение труда, таланта и случайности в достижении успеха вызывает многочисленные дискуссии – пора и нам поговорить на эту тему. Почему у одних людей какое-то дело получается сразу, а кому-то нужно приложить массу усилий, чтобы добиться того же результата? Где граница между врождённым и приобретённым? Так ли мала роль случая, как это считается? И насколько помогают добиться поставленной цели книги «успешных людей»? Обо всём этом поговорим на занятии.

Дата: 06.10.24
Занятие 5.

Занятие 5.

Теория: Тактики спора.
Практика: Есть ли у нас выбор и что такое свобода для современного человека?
  • Харизма. Уверенные жесты, образ приятного собеседника. Что каждому из нас хочется и не хочется слышать. Слова-триггеры. Как стоит и как не стоит поддерживать близких.
  • Проблема свободы очень давно занимает людей, но она становится как никогда актуальна в наше время. О свободе говорят все вокруг, но все ли понимают, что это такое и что она значит? Кроме того, вокруг столько соблазнов, а новейшие технологии предоставляют, как кажется, безграничные возможности. Как в таких условиях выбирать? Вместе с тем общество имеет довольно строгие рамки, диктующие, как жить, как одеваться, как себя вести и на что обращать внимание. Правда ли, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого? В чём заключается проблема выбора? Эти и другие вопросы мы обсудим в рамках нашего традиционного дискуссионного клуба.

Дата: 13.10.24
Занятие 6.
Занятие 6.
«Унесённые призраками», реж. Хаяо Миядзаки. 2001 год
Творения Хаяо Миядзаки – классика мультипликации. Необычайно глубокие, философские и светлые мультфильмы обладают такой притягательной силой, что их можно смотреть в любом возрасте. Помимо сюжетного уровня в его картинах всегда заложено нечто большее, до чего ещё нужно докопаться. В рамках нашего клуба мы будем предлагать теории, разбирать, из каких кирпичиков сделано кино, какую роль в нём играет японская мифология и просто наслаждаться тонкостями, благодаря которым этот мультфильм стал культовым.

Дата: 20.10.24
Занятие 7.
Занятие 7.
«Шоу Трумана», реж. Питер Уир. 1998 год
«Шоу Трумана» - такое кино, которое запросто даёт возможность помечтать. Что было бы, если бы мы оказались в таком же положении, как и главный герой? Хватило бы у нас духу что-то поменять в своей жизни? А, может, посыл этого фильма ещё глубже? Может, добрая половина человечества уже живёт «по инерции»? Будет здорово, если после просмотра этого фильма у слушателей не только появятся ответы на эти вопросы, но и возникнут новые вопросы, которые тоже можно будет сразу обсудить в рамках нашего клуба.

Дата: 27.10.24
Занятие 8.
Занятие 8.
«Изгой», реж. Роберт Земекис. 2000 год
Мы привыкли к удобствам и комфорту городской жизни. Но что если мы внезапно окажемся на необитаемом острове и нам придётся выживать подобно Робинзону Крузо? Вместе с фильмом «Изгой», главную роль в котором исполнил Том Хэнкс, мы попробуем представить себе такую ситуацию и перевоплотиться в первобытных дикарей, чтобы переосмыслить наше представление о навыках и умениях, полезных для выживания в современном мире.

Дата: 27.10.24
Занятие 9.
Занятие 9.
«День Сурка», реж. Харольд Рэмис. 1993 год
Представьте, что вы переживаете один и тот же день раз за разом на протяжении нескольких лет. Что бы вы сделали? Посмотрели бы все любимые фильмы, прочитали бы все любимые книги? Развлекались бы, как в последний раз? Фантазию на эту тему и представляет фильм «День Сурка». Однако фильм поднимает темы, которые оказываются гораздо глубже поверхностного прожигания жизни. Вместе с главным героем картины мы попробуем приблизиться к значению понятия «доброта» и осмыслить, из чего же всё-таки состоит наша жизнь. Почему мы часто не замечаем мелочей и постоянно бежим куда-то сломя голову, ради чего мы живём и как поймать эту капризную птицу – Счастье?

Дата: 10.11.24
Занятие 10.
Занятие 10.
«Шрэк», реж. Эндрю Адамсон, Вики Дженсон. 2001 год
Шрэк – поистине легендарный мультфильм. В своё время он произвёл эффект разорвавшейся бомбы, полностью перекроив представления о мультипликации. Многочисленные отсылки и гэги, море юмора, достаточно ироничного и саркастичного, остроумные параллели и мастерски обыгранный сказочный сэттинг – всё это позволяет «Шрэку» до сих пор оставаться смешной и популярной комедией. Однако за показной несерьёзностью скрываются и более глубокие и философские темы, о которых мы с удовольствием поговорим на занятии.

Дата: 17.11.24
Занятие 11.
Занятие 11.
Дебаты в формате круглого стола: «Живём ли мы в симуляции?»
Наше сознание – крайне причудливая штука. Она всегда будет уверять нас в правдивости того изображения, которое обрабатывает. Находясь во сне, мы думаем, что это реальность – и только когда просыпаемся, понимаем, что это был сон. Люди, которые испытывают галлюцинации, не просто уверены в правоте увиденного или услышанного – их сознание в действительности ощущает это как данность. Так можем ли мы быть уверены, что проживаем свою жизнь в реальности? Как это доказать? Был ли прав философ Сэм Харрис, когда говорил: «Марионетка свободна до тех пор, пока ей нравится висеть на нитях...»?

Дата: 24.11.24
Занятие 12.
Занятие 12.
Дебаты на две команды: «Компьютерные и мобильные игры – зло или способ отдохнуть?»
Видеоигры всегда были в центре жарких споров о том, приносят они больше вреда или пользы. С обеих сторон сыплются аргументы о том, что все всё неверно поняли, что оппоненты ничего не смыслят в теме и что дело обстоит абсолютно не так, как пытается представить другая сторона. Но нельзя не признать, что сейчас видеоигры находятся на пике своей славы, ими увлечены миллионы людей, а игровая индустрия продолжает расширяться и заманивать всё новых пользователей. Хорошо это или плохо? Решать вам, но удобнее всего будет обсудить этот вопрос в формате дискуссии «команда на команду».

Дата: 01.12.24
Занятие 13.
Занятие 13.
Дебаты на три команды: «Успех в жизни: троечники, хорошисты или отличники?»
Плохиши-гуляки, середнячки или примерные ботаны – из поколения в поколения идёт дискуссия о том, кто же добивается наибольшего успеха в жизни. Что лучше: ничем не выделяться из толпы, тащить на синдроме отличника, быть приспособленным к жизни? Насколько большую роль в достижении успеха играют знания, ум, бытовая сноровка, умение понравиться всем? Какие люди ближе всего подобрались к основным ингредиентам жизненного успеха?

Дата: 08.12.24
Занятие 14.
Занятие 14.
Дебаты в формате круглого стола: «Нужно ли зависеть от общественного мнения?»
Общество оказывает колоссальное давление на каждого человека, и особенно сильно это проявляется на детях. Мы хотим соответствовать общепринятым стандартам, получать одобрение сверстников и быть частью коллектива. Но в этом также кроются и переживания быть отвергнутым, оказаться изгоем, не влиться в «стаю» и не стать полноправным членом социума. Часто за общественным теряется индивидуальное, а независимый взгляд сливается с массовым. На занятии мы попробуем обсудить, что с этим делать и как устроено человеческое общество в целом.

Дата: 15.12.24
Занятие 15.
Занятие 15.
Дебаты на три команды: «Кто играет наибольшую роль в нашем воспитании: семья, школа или окружение?
В научной среде до сих пор идут активные споры о факторах влияния на взросление ребёнка. Одни говорят, что семья вносит наибольший вклад. Другие исследователи приводят аргументы, что дети с определённого возраста начинают больше ориентироваться на сверстников и искать их одобрения. Третьи напоминают, что становление человека немыслимо без педагогов и наставников, образцов для подражания и идеализированных эталонов внешнего мира. В ходе дискуссии мы соберём воедино все точки зрения и поспорим, как в реальности должна выглядеть картина формирования личности.

Дата: 22.12.24
Занятие 16.
Занятие 16.
Фантастика Роберта Шекли (рассказы «Безымянная гора», «Страж-птица)
Роберт Шекли – американский писатель-фантаст, заслуженный мастер фантастического рассказа. Его произведения очень удобны для разбора и анализа, потому что в них содержатся мысли, знакомые каждому из нас. На примере двух интереснейших рассказов мы порассуждаем о будущем, о возможных последствиях человеческих решений, о положительных и негативных исходах присутствия Человека на планете и о многом другом. Фантастика позволяет расширить границы нашего понимания мира и взглянуть на окружающую нас реальность под другим углом.

Дата: 29.12.24
Занятие 17.
Занятие 17.
Детская проза Людмилы Улицкой (рассказы «Гвозди», «Бумажная победа»)
Прекрасные рассказы Людмилы Улицкой в лёгкой форме поднимают ряд проблем, с которыми сталкивается ребёнок при взрослении. Отношения со сверстниками и со взрослыми, знакомство с трудом, своеобразный взгляд на мир с детской позиции – эти вопросы понятны каждому. Мы обсудим, как, на взгляд участников курса, себя ведут персонажи рассказов, сравним их поведение со своими воспоминаниями и подумаем, какую роль играют детские переживания во взрослой жизни.

Дата: 12.01.25
Занятие 18.
Занятие 18.
Злободневные сказки Салтыкова-Щедрина (сказки «Премудрый пескарь», «Пропала совесть»).
Салтыков-Щедрин пишет очень едко и саркастично, он задевает за живое все нервы общества. При этом его «взрослые сказки» до сих пор не теряют своей актуальности – мы узнаём в персонажах его произведений характеры, которые можно встретить и сейчас. В качестве примера выбраны две сказки, однако с тем же успехом можно было разбирать любую сказку Салтыкова-Щедрина – он везде высмеивает человеческие пороки и заставляет задуматься над вещами, без которых общество неизменно будет приходить в упадок. Попробуем разобраться, правильно ли действует «премудрый пискарь» и насколько важна такая, казалось бы, простая штука как совесть.

Дата: 19.01.25
Занятие 19.
Занятие 19.
Поучительная проза Николая Носова (рассказы «Приключения Толи Клюквина», «Бобик в гостях у Барбоса»)
Николай Носов – великолепный детский писатель. Его рассказами можно зачитываться даже в зрелом возрасте, потому что за лёгким повествованием кроются глубокие мысли, которые можно применить и к сегодняшней нашей жизни. Насколько стоит доверять суевериям? Как принимать выбор и какие могут быть его последствия? Стоит ли пускать пыль в глаза или честность – залог надёжной жизни? Все эти вопросы так или иначе будут возникать у вас при прочтении предложенных рассказов. А на занятии мы с вами их с увлечением обсудим.

Дата: 26.01.25
Занятие 20.
Занятие 20.
Меткая проза Надежды Тэффи (рассказы «Свои и чужие», «Счастливая»)
Рассказы Надежды Тэффи бьют точно в цель – где-то ироничные, где-то лёгкие, а где-то светло-печальные, они вызывают приятное послевкусие. Вместе с автором мы задумываемся о природе счастья, о том, почему самые тяжёлые слова мы зачастую слышим от самых близких людей, о причудливости нашей жизни – обо всём, до куда дотянется воображение Тэффи. Эти рассказы хочется не только прочувствовать, но и проговорить. У нас будет такая возможность.

Дата: 02.02.25
Дискуссионный клуб ведет:
  • Дмитрий Филиппов
    филолог, выпускник магистратуры СПбГУ с отличием, аспирант и сотрудник Службы Русского Языка Института Лингвистических Исследований Российской Академии Наук.
    Поэт, критик, организатор и судья поэтических конкурсов для школьников и студентов 2014-2020 гг.
Принять участие
Продолжительность: 1 час 30 минут - 1 час 45 минут.

Занятия проходят на платформе Zoom.

Время проведения: раз в неделю, 20 занятий
  • Группа 1: по воскресеньям в 20:00 по Москве 2 места
  • Группа 2: по субботам в 18:00 по Москве (с 19 октября при наборе группы) 4 места

В форме ниже можно оставить предварительную заявку или задать вопрос.

На сайте доступна оплата российскими и зарубежными картами без комиссии.
Если не проходит оплата, свяжитесь с нами в WhatsApp.
Смотрим, читаем, говорим
(Укажите дату занятия)
  • 1 онлайн-занятие
  • Видеозапись
1300 (1500) руб. при оплате до сегодня!
Принять участие
Смотрим, читаем, говорим
(5 занятий подряд
-1-5)
  • 5 онлайн-занятие
  • Видеозапись
  • Закрытый чат для участников
5500 (6500) руб. при оплате сегодня!
Принять участие
Смотрим, читаем, говорим
(10 занятий подряд - 1-10)
  • 10 онлайн-занятий
  • Видеозапись
  • Закрытый чат для участников
10000 (12000) руб. при сегодня!
Принять участие
Смотрим, читаем, говорим
(20 занятий подряд
1-20)
  • 20 онлайн-занятий
  • Видеозапись
  • Закрытый чат для участников
19000 (22000) руб. при оплате сегодня!
Принять участие
Или оставьте заявку на участие! Мы сами с вами свяжемся и ответим на все вопросы.
Какие программы вам интересны?
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности нашего сайта.
В день трансляции мы отправим вам ссылку для подключения к вебинару за 2 часа до начала.

Остались вопросы? Напишите нам по адресу hello@showandtell.ru