Фильмы, книги и беседы обо всем

Дискуссионный клуб для подростков 15-18 лет (старшая группа)

лето 2025 года-зима 2026 года (новый 10й сезон!!!)


Жизнь сталкивает нас с необходимостью вести переговоры, убеждать, спорить с самыми разными людьми, защищать свою позицию, представлять доклады. Вы должны звучать уверенно и убедительно. Для всего этого нужна грамотная, красивая, хорошо поставленная речь.

Зачастую у подростков нет возможности отработать приёмы монолога или диалога в безопасном и комфортном пространстве. Тем более порассуждать с большим количеством единомышленников на философские или социальные темы.

Дискуссионный клуб приглашает старших подростков на новый набор 2025 года.
Здесь мы все получим возможность высказаться, безопасно порассуждать на острые и глубокие темы, выслушать чужую точку зрения и что-то сказать в ответ. Дискуссионный клуб - отличный полигон для оттачивания своих речевых и риторических навыков. На встречах клуба вы можете попробовать добавить к своей речи жестикуляцию, отрепетировать голос, найти оригинальные аргументы для отстаивания необычной позиции - и всё это в спокойной и комфортной среде сверстников.

Где ещё можно так хорошо подготовиться к жизни и её многочисленным словесным конфликтам?



Чему мы научимся:

  • Вести конструктивный диалог
  • Задумываться о глобальных жизненных вопросах
  • Формулировать свои мысли
  • Контролировать свои эмоции в споре
  • Придумывать аргументы на сложные темы
  • Слушать других и анализировать их аргументы
  • Сможем получить обратную связь от единомышленников
  • Познакомимся с большим количеством важных для жизни философских уроков


Время проведения: раз в неделю, 25 занятий (5 блоков)
Группа 1: по субботам в 20:00 по Москве ( с 2 августа 2025 г.)
Участники: только подростки 15-18 лет !
Важно! Количество участников ограничено. Большая просьба регистрироваться заранее. Если вам не подходит время клуба, или у вас есть вопросы, вы можете оставить предварительную заявку в форме ниже.


Программа курса
Занятие 1.

Занятие 1.

Дискуссия в формате круглого стола. Тема: «Использование ИИ и его рост влияния в современном мире».
Трудно представить современную жизнь без искусственного интеллекта, который постепенно захватывает все сферы нашей жизни. Он рисует обложки альбомов, создаёт музыку. ИИ становится незаменим в работе и учёбе: помогает программистам писать код, а школьникам – сочинения. С каждым годом ИИ развивается всё более и более быстро. И это пугает. Поэтому на нашем занятии мы обсудим насущные темы, связанные с развитием ИИ. Например, может ли ИИ заменить учителя? Должно ли регулироваться использование ИИ? Следует ли использовать ИИ вместо людей? Не пугает ли вас такое стремительное развитие искусственного интеллекта?..

Дата: суббота, 2 августа 2025 в 20:00 по Москве
Занятие 2.


Занятие 2.


Дискуссия на две команды. Тема: «Прививки: за и против»
Хочешь поссориться с друзьями и близкими – начни спорить о принудительной вакцинации и обязательных прививках. В лучших традициях острых дискуссий мы тоже попробуем запустить эту спорную тему. Попробуем обсудить тему медицины и столкнуть наши мнения на тему того, хороши ли прививки или плохи. Насколько мы им доверяем? И должны ли они быть обязательными? Или это дело каждого? А, возможно, эгоистичный подход здесь неуместен, ведь речь идёт о здоровье всего народа? Но вдруг есть какие-то последствия, о которых мы не знаем?..

Дата: суббота, 9 августа 2025 в 20:00 по Москве
Занятие 3.

Занятие 3.

Фильм «Интерстеллар», реж. Кристофер Нолан, 2014 год
Пронзительная история об отце и дочери, полная философских мыслей и загадок. Фильм, в котором научная фантастика тесно и элегантно переплетается с размышлениями о человеческой природе, о будущем, о космосе, о природных загрязнениях. Нам предстоит раскрутить и обсудить замысел режиссёра, выдвинуть свои гипотезы, обсудить их состоятельность, задуматься о тех вопросах, которые через фильм транслируют нам создатели и, конечно, проникнуться магией кино.

Дата: суббота, 16 августа 2025 в 20:00 по Москве
Занятие 4.

Занятие 4.

Дискуссия на две команды. Тема: «Государству нужны умные или глупые люди?»
Очень много разговоров ходит о том, что правительству не нужны образованные люди. Сокращение бюджетных мест, отупление населения, поколение ЕГЭ. Однако могут ли глупые люди привести государство к расцвету и технологическому доминированию на мировой арене? Да, может быть, глупыми проще управлять, но нужна ли такая бесформенная масса государству в принципе? Какие тезисы можно привести в защиту обоих мнений? И есть ли какое-то одно верное? Узнаем в рамках дискуссии.

Дата: суббота, 23 августа 2025 в 20:00 по Москве
Занятие 5.

Занятие 5.

Дискуссия на три команды. Тема: «Свободные отношения, отношения с одним человеком или жизнь без отношений»?
Взгляды на любовь и привязанность менялись со сменой поколений. Раньше вступить в брак без одобрения родителей считалось немыслимым. Сейчас многие люди практикуют самые разные виды отношений, которые раньше даже не воспринимались бы отношениями, а некоторые и вовсе отказываются от совместной жизни и предпочитают посвящать жизнь только себе. Кто-то говорит, что человек полигамен, кто-то – что моногамен. Кто-то видит необходимость в сожительстве и любви, кто-то считает, что социальности достаточно, а быть с кем-то совершенно необязательно. Какие преимущества есть у каждой из трёх позиций? Насколько они универсальны? Для многих ли до сих пор важен прессинг общества и культуры?

Дата: суббота, 30 августа 2025 в 20:00 по Москве
Занятие 6.
Занятие 6.
Дискуссия на две команды. Тема: «Нужна ли в школе литература как обязательный предмет?»
Казалось бы, очевидно, что школьная программа без литературы невообразима. Однако в большинстве европейских стран этого предмета нет в обязательном расписании. Почему так? Если задуматься, действительно, польза от литературы неоднозначна – практическая применимость этого предмета спорна, а что касается положительного влияния на духовный и моральный облик школьника, классика становится всё дальше от современности. Менять программу? Список литературы? Выносить литературу в факультатив? Осовременивать? Или литература всё-таки выполняет свои задачи?

Дата: суббота, 6 сентября 2025 в 20:00 по Москве
Занятие 7.
Занятие 7.
Дискуссия в формате круглого стола. Тема: «Должны ли мы ужесточать миграционное законодательство?»
Россия – мультикультурная и многонациональная страна. Однако не все рады тому, что рабочие места отходят мигрантам, тогда как граждане своей страны не могут устроиться на работу. Кроме того, зачастую нам непонятны обычаи, принципы, традиции других народов, с которыми вы вынуждены уживаться. Некоторые даже связывают рост преступности с увеличением количества мигрантов в стране. Так ли это? Приводит ли это нас к выводу, что государственная политика в отношении мигрантов должна быть жёстче? Или подобные рассуждения отдают национализмом?

Дата: суббота, 13 сентября 2025 в 20:00 по Москве
Занятие 8.
Занятие 8.
Повесть «Старуха», Даниил Хармс, 1939 год
Великий абсурдист русской литературы Даниил Хармс написал всего одно относительно крупное произведение, ставшее венцом его творения, - повесть «Старуха». В этом произведении туго сплелись самые разные темы, волнующие писателя, и даже сейчас мы не можем понять всей глубины этого текста. Тем интереснее будет рассматривать его под разными углами, откапывать замыслы, открывать неожиданные трактовки и выдвигать неординарные гипотезы, основываясь на тексте повести. А пугающий антураж, мистические события и фантасмагорический абсурд, происходящий на страницах, добавит интереса к прочтению и обсуждению.

Дата: суббота, 20 сентября 2025 в 20:00 по Москве
Занятие 9.
Занятие 9.
Дискуссия на две команды. Тема: «Закон должен быть беспристрастным или индивидуализированным?»
«Dura lex sed lex», - говорили римляне, отмечая строгость закона и его беспристрастность. Но люди всегда стремились быть справедливыми, а беспристрастный закон слишком бездушен и бесчеловечен, он не учитывает контекста отдельно взятых ситуаций, поэтому может осудить человека, которого, может, стоило бы освободить от ответственности. Но если мы будем судить каждого индивидуально, действительно ли это будет справедливо? Или только создаст больше неравенства в обществе?

Дата: суббота, 27 сентября 2025 в 20:00 по Москве
Занятие 10.
Занятие 10.
Дискуссия на три команды. Тема: «Технари, гуманитарии, естественники: кто круче?»
Этот спор не утихает ни на секунду. Пора раз и навсегда расставить все точки над i. Кто в жизни более важен, полезен, успешен: тот, кто изучает технические специальности, гуманитарные или естественные? Есть ли польза в теоретических исследованиях или больше сейчас ценятся прикладные? Важны ли науки о человеке, полезна ли история, есть ли место искусствоведению? Математика – царица наук или бессмысленное и бесконечное теоретизирование? Можно ли определить, что достойно называться наукой, а что – так, ерунда?

Дата: суббота, 4 октября 2025 в 20:00 по Москве
Занятие 11.
Занятие 11.
Дискуссия в формате круглого стола. Тема: «Каким должен быть внешний вид и образ учителя?»
У нас в культуре есть устоявшийся образ учителя как примера и образца для подражания. И это должно проявляться во всём: в манерах, привычках, внешнем виде, социальном взаимодействии, отдыхе и прочем. При таком подходе у учителя совершенно не остаётся личного пространства, потому что его воспринимают не как живого человека, а как показательный манекен. Пора определить те рамки и границы, за которые ему действительно нельзя выходить, и те принципы, которые позволят ему жить обычной жизнью наравне с людьми других профессий.

Дата: суббота, 11 октября 2025 в 20:00 по Москве
Занятие 12.
Занятие 12.
Дискуссия на две команды. Тема: «Нужно ли бороться с обывательщиной?»
А.П. Чехов во многих своих произведениях обличал такое явление, как обывательщина, то есть жизнь, сосредоточенную на максимально простых, земных, эгоистических и бездуховных целях. Обыватели в представлении Чехова – это дармоеды и тунеядцы, не имеющие возвышенных идеалов и стремлений, прожигающие свою жизнь в лени и безделии. Новый вектор развития эта проблема приобрела со становлением культа потребления, когда людей интересуют лишь материальное ценности. Но не все согласны, что это проблема. Так прав ли был Чехов?

Дата: суббота, 18 октября 2025 в 20:00 по Москве
Занятие 13.
Занятие 13.
Фильм «Трасса 60», реж. Боб Гейл, 2001 год
Фильм, который в американском прокате прошёл незамеченным, неожиданно стал культовым у аудитории нулевых годов в России. В «Трассе 60» поднимаются морально-философские проблемы, связанные с отношением между родителями и детьми, с легализацией наркотиков, с выбором собственного жизненного пути, с восприятием искусства, с судебной системой… Композиция фильма, построенная по принципу road movie, состоит из отдельных новелл, которые складываются в единое целое и позволяют зрителю задуматься о многих глубоких жизненных вопросах.

Дата: суббота, 25 октября 2025 в 20:00 по Москве
Занятие 14.
Занятие 14.
Дискуссия на три команды. Тема: «На ком лежит ответственность в измене: только на том, кто изменяет; только на том, кому изменяют; на обоих?»
Измена — сложный и болезненный аспект отношений, вызывающий споры о распределении вины. Одни считают, что ответственность несёт только изменяющий, так как он сознательно нарушает доверие. Другие полагают, что партнёр мог спровоцировать измену холодностью, пренебрежением или переходом личных границ. Третьи уверены, что вина обоюдна, ведь отношения строятся совместно. Где грань между личным выбором, ответственностью и взаимными ошибками?

Дата: суббота, 1 ноября 2025 в 20:00 по Москве
Занятие 15.
Занятие 15.
Дискуссия в формате круглого стола. Тема: «Какими правилами должен регулироваться недетский контент?»
Вопрос регулирования контента для взрослых (18+) остаётся острым: где баланс между свободой самовыражения и защитой детей? Кто-то считает, что только жёсткие ограничения, включающие возрастную верификацию и запрет на публичное распространение контента, могут решить ситуацию. Другие считают, что цензура недопустима, а ответственность лежит на потребителе – родителях или самих детях. Третьи предлагают систему предупреждений и фильтров. Как найти компромисс между этикой, законом и личными свободами? И эффективны ли действующие ограничения?

Дата: суббота, 1 ноября 2025 в 20:00 по Москве
Занятие 16.
Занятие 16.
Дискуссия в формате круглого стола. Тема: «Как относиться к проституции?»

Проституция остаётся одной из самых противоречивых социальных проблем. Стоит ли её легализовать, должна ли она быть порицаема в обществе? Или это свободный выбор каждого, и мы должны смотреть на неё как на обычную работу? Сторонники легализации утверждают, что это обеспечит безопасность работников, снизит криминализацию и принесёт налоги в бюджет. Противники считают её эксплуатацией и аморальным явлением, разлагающим общество. Где грань между личным выбором и общественной моралью? Должно ли государство регулировать эту сферу или запрещать её?

Дата: суббота, 8 ноября 2025 в 20:00 по Москве
Занятие 17.
Занятие 17.
Дискуссия на две команды. Тема: «Закон о домашнем насилии: за и против».
Обсуждение закона о домашнем насилии вызывает острые споры в обществе. Люди, настаивающие на принятии закона, считают, что он защитит жертв, упростит наказание для агрессоров и способен будет даже предотвратить множество трагедии. Скептики отмечают, что подобный закон может нарушить частную жизнь семей, создать риски ложных обвинений, а роль государства станет слишком велика. Каким способом стоит защищать права жертв и поможет ли такой закон? Нужно ли сохранять семейные ценности? Как уберечь людей от ложных обвинений? Мы обсудим юридический, этический и социальный аспекты проблемы.

Дата: суббота, 15 ноября 2025 в 20:00 по Москве
Занятие 18.
Занятие 18.
 Повесть «Крейцерова соната», Лев Толстой, 1890 год
«Крейцерова соната» - это противоречивая повесть, где Толстой обрушивается с критикой на институт брака, плотские страсти и лицемерие «приличного» общества. Является ли произведение глубоким философским анализом человеческих отношений или же проповедью болезненного аскетизма? Где грань между нравственной проповедью и моральным террором, актуальны ли радикальные идеи Толстого сегодня, и можно ли найти рациональное зерно в этой эмоциональной исповеди? И что это в конце концов: гениальное обличение пороков общества или опасное оправдание фанатизма?

Дата: суббота, 22 ноября 2025 в 20:00 по Москве
Занятие 19.
Занятие 19.
Дискуссия на три команды. Тема: «Что важнее всего в жизни: сила, знания или изворотливость?»
Что действительно определяет успех в жизни: мускулы, ум или хитрость? Испокон веков считалось, что физическая сила — основа выживания и успеха, однако мир меняется, и сейчас кажется, что в первую очередь знания двигают прогресс. Однако есть ситуации (может, их большинство?), в которых изворотливость и адаптивность становится важнее грубой силы и даже интеллекта. Вспомним примеры истории и современности, сравним ситуации, в которых может победить каждая из стратегий, постараемся вычленить все плюсы и минусы каждой из сторон.

Дата: суббота, 29 ноября 2025 в 20:00 по Москве
Занятие 20.
Занятие 20.
Дискуссия в формате круглого стола. Тема: «Выживут ли люди без законов?»
Может ли человечество существовать в условиях полного отсутствия законов, или правовые нормы — неотъемлемая основа цивилизации? Анархисты скажут, что люди способны к самоорганизации, а мораль и традиции заменяют принудительные правила. Им можно возразить, что без законов неизбежны хаос, насилие и произвол сильного над слабым. Где баланс между свободой и порядком? Мы неизбежно приходим к размышлению о глубинных мотивах человека – победит добро или зло внутри нас? Можно ли верить в то, что природный альтруизм внутри нас способен справиться и без правовых норм, или же люди обречены на вымирание без железных рамок социальности?

суббота, 6 декабря 2025 в 20:00 по Москве
Занятие 21.
Занятие 21.
Дискуссия на две команды. Тема: «Должны ли родители получать лицензию на воспитание детей?»
Этот провокационный вопрос ставит под сомнение традиционные представления о семье и государственном вмешательстве. Может ли система лицензирования снизить уровень насилия и безнадзорности, или же она нарушает права человека и приведёт к дискриминации? Насколько этично настолько контролировать семью? Что есть «достойное» воспитание ребёнка и может ли оно быть унифицировано? Нужно ли вмешательство социальных служб? И готовы ли мы доверить чиновникам решать, кто может быть родителем?

суббота, 13 декабря 2025 в 20:00 по Москве
Занятие 22.
Занятие 22.
Дискуссия в формате круглого стола. Тема: «Блогерство – работа будущего или безделие?»
Эта тема расколет аудиторию на тех, кто видит в блогерах новых предпринимателей цифровой эры, и тех, кто считает их деятельность симуляцией труда. Насколько вообще развивает цивилизацию это занятие? Или это продукт капиталистической эпохи, и бизнес есть бизнес? Нужно ли монетизировать хобби? Насколько этичны «лёгкие деньги» и влияние алгоритмов на реальные доходы? Можно ли назвать блогерство современным творчеством, или это просто спекуляция и инфоцыганство? Насколько устойчива карьера блогера? И ценна ли для общества? А миллион подписчиков – профессиональное достижение или просто удачный розыгрыш внимания?

суббота, 20 декабря 2025 в 20:00 по Москве
Занятие 23.
Занятие 23.
 Фильм «Брат», режиссёр Алексей Балабанов, 1997 год
Фильм Алексея Балабанова «Брат» — культовое кино. Один из признаков великого произведения – множественность трактовок. Так, одни видят в «Брате» гениальную сатиру на постсоветский хаос, другие — романтизацию насилия и примитивный патриотизм. Балабанов потрудился, передавая дух эпохи и создавая символ из простого парня. Но актуален ли сегодня образ Данилы Багрова, не переродился ли «Брат» из социальной драмы в мем, и можно ли отделить эстетику фильма от его спорного морального посыла? Главный вопрос: это шедевр эпохи или её неприглядный симптом?

суббота, 27 декабря 2025 в 20:00 по Москве
Занятие 24.
Занятие 24.
Дискуссия на три команды. Тема: «Чипирование населения: чипировать всех, чипировать только преступников или никого не чипировать?»
Первая команда будет доказывать, что массовое чипирование обеспечит безопасность и удобство, вторая — что метить нужно только преступников, а третья — что любая форма чипирования ведёт к тотальной слежке. Участники затронут вопросы приватности, эффективности борьбы с преступностью и этики использования технологий. Где грань между безопасностью и свободой? Кому можно доверить контроль над личными данными?

суббота, 3 января 2026 в 20:00 по Москве
Занятие 25.
Занятие 25.
Дискуссия в формате круглого стола. Тема: «Следует ли запретить романтические отношения на рабочем месте?»
Отношения на рабочем месте – тема не новая, однако до сих пор к ней многие относятся по-разному: кто-то с неодобрением, кто-то с подозрением, а кто-то с поощрением. Люди говорят, что работа – это самое популярное место для знакомств, потому что там мы проводим больше всего времени. Однако не всё так очевидно. Отношения на работе вызывают конфликт интересов и снижение продуктивности, а при неудачных отношениях – дискомфорт в коллективе. Но разве мы не должны ратовать за свободу личной жизни? Являются ли запреты чрезмерным контролем? Нужно ли как-то регламентировать отношения на рабочем месте? Где граница между личным и профессиональным? Кто должен решать — работодатель или сотрудники?

суббота, 3 января 2026 в 20:00 по Москве
Дискуссионный клуб ведет:
  • Дмитрий Филиппов
    филолог, выпускник магистратуры СПбГУ с отличием, аспирант и сотрудник Службы Русского Языка Института Лингвистических Исследований Российской Академии Наук.
    Поэт, критик, организатор и судья поэтических конкурсов для школьников и студентов 2014-2020 гг.
Принять участие
Продолжительность: 1 час 30 минут - 2 часа.
Занятия проходят на платформе Zoom.

Время проведения: раз в неделю, 25 занятий
  • Группа 1: по субботам в 20:00 по Москве (15 -18 лет)
Новый сезон: с 2 августа 2025 г. (при наборе группы)
В форме ниже можно оставить предварительную заявку на новую программу или задать вопрос.

На сайте доступна оплата российскими и зарубежными картами без комиссии.
Если не проходит оплата, свяжитесь с нами в WhatsApp.
Фильмы, книги и беседы обо всём
(Укажите дату занятия)
  • 1 онлайн-занятие
  • Видеозапись
1550 (1700) руб. при оплате до 15.07.25!
Принять участие
Фильмы, книги и беседы обо всём
(5 занятий подряд-
1 -5 занятие)
  • 5 онлайн-занятие
  • Видеозапись
  • Закрытый чат для участников
7000 (7750) руб. при оплате до 15.07.25!
Принять участие
Фильмы, книги и беседы обо всём
(10 занятий подряд -
1-10 занятие)
  • 10 онлайн-занятий
  • Видеозапись
  • Закрытый чат для участников
12500 (14000) руб. при оплате до 15.07.25!
Принять участие
Фильмы, книги и беседы обо всём
(полный курс -
25 занятий)
  • 25 онлайн-занятий
  • Видеозапись
  • Закрытый чат для участников
27500 (32500) руб.при оплате до 15.07.25!
Принять участие
Или оставьте заявку на участие! Мы сами с вами свяжемся и ответим на все вопросы.
Какие программы вам интересны?
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности нашего сайта.
В день трансляции мы отправим вам ссылку для подключения к вебинару за 2 часа до начала.