"Литература с плюсом"

Нескучные лекции: то, что вы не поняли из школьной программы, но не успели спросить...


Лекторий "Покажи и расскажи" представляет
авторский курс интерактивных лекций Валентины Дегтевой
для старших школьников (12+) и любопытных взрослых, которые хотят расширить кругозор и освежить в памяти классику.


Валентина Дёгтева
выпускница МГУ им. М. В. Ломоносова,
филолог-литературовед,
сценарист игровых литературных программ на Радио России с 20-летним опытом
и мама 14-летней дочери, которая любит читать, но часто скучает на школьных уроках литературы.
Проблема эта знакома многим родителям.
Поэтому мы решили придумать курс интерактивных лекций, который:

  • "подружит" современного подростка с героями прошлого
  • в стремительно меняющемся мире обнаружит по-настоящему острые точки соприкосновения современности с классикой
  • поможет не запутаться в русской и мировой литературе
  • поможет систематизировать и выделить главное

В общем, станет весомым ПЛЮСОМ к школьной программе, заполнит пробелы и расширит кругозор.

А главное: сменит минус на ПЛЮС в восприятии предмета:

читать - интересно, думать - полезно, писать сочинения - нестрашно, литература не ограничивается тестами и проверками "во что была одета героиня на 55-й странице", а классики - не такие уж и бородатые старики. Да, они не вели блогов на ютубе, но "зажигали" нешуточно.

Спорим, что самое интересное на уроках рассказать обычно не успевают?

Ждём и детей, и родителей, и даже учителей - в ПЛЮСЕ останутся все.


ПЛЮСЫ нашего курса:
понятно объясняем сложные и важные термины (и символизм с футуризмом больше никто не перепутает)
ярко и современно формулируем темы (интересно узнать, что общего у Кощея Бессмертного с Воландемортом, а у Геракла - с Железным Человеком?)
сопровождаем рассказ наглядными слайдами (смогли перевести письмо Татьяны на язык смайликов)
отбираем занимательные факты о классиках (а вы знали, что Андерсен гостил дома у Диккенса?)
освещаем мировой литературный процесс системно (не только Пушкин и Шекспир - наше всё! Хотя без них, конечно, никуда)
любим литературу и заражаем этой любовью всех вокруг, даже отъявленных библиофобов
учим не только заполнять экзаменационные тесты, но и думать своей головой
даже если ребенок не читал книгу, по итогам лекции он получит представление об эпохе, авторе, центральной идее и - стимул ее прочесть
И никакого "Петров, к доске!" и "Что хотел сказать автор?"
Вместо этого - детективные расследования, увлекательные квесты и путешествия во времени. Литература - это целый мир, в который можно погружаться до бесконечности!
Расписание курса в 2021 году
Модуль 1.
четверг,
14 октября
в 19:30
четверг,
14 октября
в 19:30
Лекция 1.
Ромео и Джульетта, Гринёв и Маша, Вертер и Лотта - твои ровесники из минувших веков. Смогли бы мы подружиться?
Героями нашего интерактивного исследования станут молодые люди разных эпох -персонажи литературных произведений.
среда,
7 октября
в 19:00
среда,
7 октября
в 19:00
Лекция 2.
Азбука литературных злодеев: что общего у Кощея Бессмертного с Воландемортом?
Антагонист - кто он такой? Вселенское зло, коварный искуситель или мелкий пакостник? Поговорим о самых разнообразных книжных злодеях, начиная с мифологических чудовищ и сказочных персонажей. Может ли злодей стать на сторону добра? Может ли он скрываться внутри самого героя? Обещаем - будет страшно... Страшно интересно.
среда,
14 октября
в 19:00
среда,
14 октября
в 19:00
Лекция 3.
Герои с кулаками, или как мифы стали комиксами: от Геракла до Железного Человека. От Ильи Муромца до Волкодава.
Эпохи сменяются, а человечество всё ждёт могучего героя, который придёт из ниоткуда и спасёт его от всех бед: будет ли это спящий под горой король Артур со своей армией, замурованный в стену великанГолем, неуязвимый потомок богов, сродни греческому Гераклу или ирландскому Кухулину, искусный воин вроде германо-скандинавского Зигфрида или былинного Добрыни Никитича, или даже прилетевший из космоса Супермен, способный раскрутить землю вспять...Легендарные герои перекочевали на экраны кинотеатров,в компьютерные игры и комиксы, но не теряют популярности -ведь так приятно хотя бы ненадолго почувствовать себя всемогущим!
среда,
21 октября
в 19:00
среда,
21 октября
в 19:00
Лекция 4.
Литературный зоосад, поэты и птицы: для чего классики "приручали" воронов, соловьев, альбатросов и буревестников.
Эдгар По сделал популярным литературный образ мрачного ворона, Шарль Бодлер писал о величественном альбатросе, Николай Гумилев красочно изобразил экзотического попугая, а Александр Сергеевич Пушкин воспел свободолюбивого орла... Соловьи и кукушки, чайки и ласточки -частые гости у поэтов. Когда зародилась эта аллегорическая традиция и как она менялась? Попробуем разобраться.
среда,
28 октября
в 19:00
среда,
28 октября
в 19:00
Лекция 5.
Литературный маскарад, красавицы и чудовища, вороны и лисицы: кто прячется под масками животных в известных книжках.
Если бы животные умели писать, весьма любопытно, какие сказки они бы слагали о людях? К сожалению, этого мы не узнаем, зато можем погрузиться в богатейший мир животного эпоса: нашим проводником станет, конечно же, знаменитый трикстер Лис Ренар - ведь без него не обходится почти ни одна сказка! А еще станем участниками знаменитой битвы мышей с лягушками и научимся безошибочно вычислять оборотней.
среда,
4 ноября
в 19:00
среда,
4 ноября
в 19:00
Лекция 6.
Калейдоскоп Серебряного века: как запомнить всех поэтов и разобраться в богатстве поэтических течений.
Символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм - загадочные "космические" названия поэтических направлений начала 20-го века, именуемого ещё и "Серебряным". Чем же он отличается от "Золотого" и зачем поэты делали странные вещи: вставляли в петлицу редиску, подвешивали под потолок рояли, носили крестьянские рубахи или, напротив, предпочитали утонченную бледность? А главное - как искать в их произведениях тайные символы и знаки? А. Блок, В. Брюсов, А. Белый, Н. Гумилев, С. Есенин, Д. Бурлюк, В. Маяковский - вспомним главные имена и их самые яркие стихи.
среда,
11 ноября
в 19:00
среда,
11 ноября
в 19:00
Лекция 7.
Четвероногая ворона: гений абсурда Даниил Хармс и ОБЭРИУ. Расшифруем и поиграем.
Даниил Хармс был необыкновенный человек. Он писал стихи, прозу, пьесы, рисовал, показывал фокусы, ходил по карнизам домов… И всё он делал необычно и очень интересно. Так, как никто до него не делал. Даже псевдонимов у него было столько, что он и сам бы, наверное, не смог подсчитать. Иногда под одной рукописью он мог написать их сразу несколько: Хармс, Хормс, Чармс, Хаармс, Шардам, Хармс-Дандан… Дело в том, что Хармс считал, что неизменное имя приносит несчастье, и брал новую фамилию как бы в попытках уйти от него.
«Телефон у меня простой, – говорил он. – 32-08. Запоминается легко: тридцать два зуба и восемь пальцев».
Но необычность писателя не была нарочитой. Хармс и правда видел этот мир не так, как другие. Так и писал, так и жил. Так и создал вместе с друзьями-писателями объединение реального искусства, сокращённо «ОБЭРИУ», где творили новое вместе. Разрушая смыслы и всё на свете.
Как-то бабушка махнула
и тотчас же паровоз
детям подал и сказал:
пейте кашу и сундук
Бессмыслица? Ещё какая! Но интересно и необычно – ужасно!
среда,
18 ноября
в 19:00
среда,
18 ноября
в 19:00
Лекция 8.
Погоня за Золушкой: вечные сюжеты известных сказок в трактовке современных писателей.
Есть сказки, которые не устаревают: с тех пор, как первая "Золушка" ещё в Древнем Египте обронила в реку сандалию, её историю переписывают, экранизируют, рисуют и ставят на сцене снова и снова... Правда, современной Золушке зачастую уже не нужен принц: онавсего добьётся сама. А Красная Шапочка легко разделается с волком. А Белоснежка вряд ли станет прислуживать семи гномам... Изучить "сказки на новый лад" -лучший способ отследить последние веяния времени. Главное -успеть за ними угнаться, ведь герои меняются прямо на глазах!
среда,
25 ноября
в 19:00
среда,
25 ноября
в 19:00
Лекция 9.
Евгений Онегин в твиттере: эпистолярный жанр и новые технические возможности 21-го века.
Как изменились бы отношения Евгения Онегина и Татьяны Лариной, если бы вместо развернутого признания она прислала ему забавный смайлик? Как бы выглядел блог о путешествии из Петербурга в Москву Александра Радищева?Какими сообщениями обменивались бы в чате"бедные люди" Ф. М. Достоевского? Пофантазируем на эти темы и познакомимся с разнообразными примерами эпистолярного жанра.
среда,
2 декабря
в 19:00
среда,
2 декабря
в 19:00
Лекция 10.
Ужасно скучные приключения", или почему Купер, Дюма и Жюль Верн никуда не торопились - как нам читать их теперь.
Биографии писателей по насыщенности событиями и любопытными фактами порой превосходят их собственные романы: так, Жюль Верн в юности сбегал из дома, создал часть произведений в "плавучем кабинете" на борту парусной яхты, подвергался нападению и получил огнестрельное ранение. А Александр Дюма любил готовить в подземной кухне своего замка и содержал зверинец, кишащий экзотическими птицами и животными. Давайте попробуем разглядеть за толстыми томами приключенческих романов судьбы их авторов...
Расписание курса в 2022 году.
Модуль 2.

среда,
20 января
в 19:00
среда,
20 января
в 19:00
Лекция 11.
"Славянское фэнтези": от "Руслана и Людмилы" А. С. Пушкина до бестселлеров 21-го века. И как всё-таки русалка держится на ветвях?
Славянская мифология загадочна уже потому, что письменных сведений о ней почти не сохранилось. Но "свято место пусто не бывает", и теперь можно вечно распутывать этот волшебный клубочек: где тут авторская выдумка, а где мистификация. В одном только Пушкинском Лукоморье легко заплутать: как кровожадный Баюн, усыпляющий пением путников, превратился в добродушного Кота Ученого? Какому богатырю всё-таки принадлежала гигантская голова, с которой беседовал Руслан? Что общего у Гвидона и Персея? Кто такая царевна Лебедь? И удалось ли кому-либо из современных авторов создать на этом богатом материале убедительную фэнтези-вселенную?
среда,
27 января
в 19:00
среда,
27 января
в 19:00
Лекция 12.
Загадочный Гоголь и сгоревшие рукописи. Мифы и факты о самом мистическом авторе русской литературы.
Человек, придумавший лихо закрученные истории об украденном с неба месяце, сбежавшем с лица носе, роковом портрете ростовщика и убивающем взглядом предводителе нечисти Вие, определенно не был обычным. Всю жизнь Николаю Васильевичу Гоголю сопутствовали загадочные события... Зачем великий писатель незадолго до смерти попросил принести лестницу? Сколько всего книг он сжёг? И причем тут поезд-призрак? Попробуем разобраться.
среда,
3 февраля
в 19:00
среда,
3 февраля
в 19:00
Лекция 13.
Прогулка с Вещим Олегом. Пройдёмся по "тёмным" местам известной баллады: за что князь мстил хазарам и стоит ли спорить с волхвами.
Пророки, в отличие от прогнозов погоды, никогда не ошибаются, и обойти их начертания невозможно - хотя, согласно летописи, князь Олег и попробовал это сделать. Он пал смертью множества легендарных героев, античных и скандинавских, осмелившихся поспорить с судьбой. За что же злополучный князь был прозван "Вещим"? Какими еще делами он знаменит, славными или тёмными? Так ли были "неразумны" хазары, основавшие сильнейшее царство на востоке Европы, и куда они потом загадочно исчезли? Что еще можно отыскать между строк этого классического текста?
среда,
10 февраля
в 19:00
среда,
10 февраля
в 19:00
Лекция 14.
"Одинокий парус" М.Ю. Лермонтова - художника слова и кисти. Стихотворные образы в иллюстрациях автора и других мастеров.
Строку "Белеет парус одинокий в тумане моря голубом..." знают все, но еще раньше автор написал акварель "Морской вид с парусной лодкой". М. Ю. Лермонтов всерьез занимался живописью и даже нарисовал портрет явившегося ему во сне предка... Метущаяся "демоническая" натура поэта впоследствии была точно схвачена неординарным художником М. Врубелем. Это один из лучших в мире тандемов писателя и живописца, и к тому же уникальных - ведь последний родился спустя 15 лет после смерти первого. И если Лермонтов многократно переписывал текст своего "Демона", то Врубель бесконечно правил роковую картину, работа над которой довела его до безумия...
среда,
17 февраля
в 19:00
среда,
17 февраля
в 19:00
Лекция 15.
"Фантастическая пятёрка": Онегин, Печорин, Чацкий, Обломов и Базаров - "лишние люди" русской литературы. Нашли бы они своё место в современности?
Они пренебрегали искренними чувствами, губили невинные жизни, отрицали традиционные ценности или просто... валялись на диване. За что же так называемым "лишним людям" уделяется столько особого внимания? Стоит ли их жалеть? Или презирать? Или у них есть, чему поучиться? Можно ли найти им аналоги среди современных "хипстеров, блогеров, геймеров" и прочих? Попробуем вызвать героев из небытия и даже взять у них "интервью".
среда,
24 февраля
в 19:00
среда,
24 февраля
в 19:00
Лекция 16.
Шинель, футляр и гранатовый браслет. "Маленькие люди" русской литературы - мог ли быть для них иной финал?
"Маленького человека" можно назвать "героем наоборот": он не совершает подвигов, ни в чем, кроме страданий, не преуспевает, проживает свою литературную жизнь бедно, однообразно и уныло, а в финале неизменно гибнет. Казалось бы, ничего скучнее не придумаешь, но так ли безобиден и жалок Башмачкин, мстительным призраком витающий над Петербургом? Или чудовищный зануда Беликов, "человек в футляре"? Или чиновник Желтков, не пожалевший жизни во имя чувства? На примере произведений Карамзина, Пушкина, Гоголя, Чехова, Куприна и Достоевского рассмотрим, какие силы - разрушительные и созидательные - сокрыты в мнимой слабости героев.
среда,
3 марта
в 19:00
среда,
3 марта
в 19:00
Лекция 17.
"Поваренная книга" русской литературы: страсбургский пирог Онегина, бараний бок Собакевича, варенья и соленья Обломовки, крыжовник из рассказа А.П. Чехова. Пища как метафора в стихах и прозе.
Если на стене в пьесе висит ружьё, то оно, как известно, неизменно выстрелит. А если к столу герою подают варенье из редьки, бараний желудок, начиненный гречневой кашей, гуся и гигантские ватрушки, то это тоже неспроста... Герои русской литературы едят часто и со вкусом, а читателю в память превосходно врезаются блюда - будь то столярный клей, которым с голодухи перебивалась Каштанка, наваристая уха басенного соседа Демьяна или поэтические ананасы в шампанском из Серебряного века. Вспомним самые интересные литературные примеры, когда пища становилась яркой приметой времени, характеристикой героя или мощной метафорой.
среда,
10 марта
в 19:00
среда,
10 марта
в 19:00
Лекция 18.
Куда сбежал Нос, или его величество Гротеск. О приемах фантастического преувеличения в творчестве Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, В. Одоевского.
Гротеск ужасен, прекрасен и неуловим, как запутанный сон, который трудно вспомнить поутру. Гротеск существует на грани иронии и безумия, пристальной наблюдательности и пророчества. Писатели, которые использовали этот прием, как будто опередили своё время - они и сегодня, как никогда, современны. Недаром В. Одоевский, автор знаменитого "Городка в табакерке", в своих философских изысканиях сумел предсказать даже соцсети, блоги и интернет. Попробуем окунуться с головой в этот фантасмагорический мир и вынырнуть из него с новыми знаниями.
среда,
17 марта
в 19:00
среда,
17 марта
в 19:00
Лекция 19.
Комическое и трагическое в рассказах А. П. Чехова. Уроки гениальной краткости.
Фраза "краткость - сестра таланта" была написана А. П. Чеховым в письме брату и теперь знакома практически всем, но было у нее и продолжение: "Памятуй, кстати, что любовные объяснения, измены жен и мужей, вдовьи, сиротские и всякие другие слезы давно уже описаны. Сюжет должен быть нов..." Таких новых сюжетов сам А. П. Чехов привнес в литературу более 900, отыскивая их в повседневной жизни так же внимательно и тщательно, как врач диагностирует болезни. А мы и сегодня можем исцеляться его наследием - будь то смешные рассказы или глубокие драмы.
среда,
24 марта
в 19:00
среда,
24 марта
в 19:00
Лекция 20.
Решительные героини - на что они способны? От Василисы Микулишны до Татьяны Лариной, Сони Мармеладовой и Маргариты. Что объединяет самые сильные женские образы русской литературы.
Героиня русской литературы любит и ненавидит, спасает и губит, побеждает или ошибается - но она совершенно точно не бездействует, а, наделенная глубинной силой, меняет судьбы и переворачивает миры, нарушает традиции и бесстрашно шагает за грань. Лавируя между горящими избами и скачущими конями, попробуем проследить за судьбами самых ярких героинь.
К оплате принимаются любые карты всех стран мира. Вы получите подтверждение об оплате на вашу электронную почту. Если возникнут какие-либо проблемы с оплатой, свяжитесь с нами по адресу hello@showandtell.ru


Внимание! Материалы запрещено использовать для коммерческой цели или выстраивания маркетинговых воронок, рассылок, курсов, ведения групп, привлечения трафика без нашего документального согласия.
© Детское креативное издательство "Покажи и расскажи"
Click to order
Ваш заказ
Total: 
Ваше имя
Имя ребёнка
Ваш Email
Ваш телефон
День Рождения вашего ребёнка
Город и страна проживания
Укажите номер и дату занятия при оплате 1й лекции.
Ваши комментарии/пожелания/вопросы

Остались вопросы? Напишите нам по адресу hello@showandtell.ru