Литература
с плюсом

Нескучные лекции онлайн для всех, кому необходимо заполнить пробелы школьной программы по литературе, узнать больше и пойти дальше!



Онлайн-курс из 10 интерактивных лекций
для школьников и заинтересованных взрослых
Курс в записи

Возраст: для подростков от 12+ лет и взрослых
  • Валентина Дёгтева
    выпускница МГУ им. М. В. Ломоносова,
    филолог-литературовед,
    сценарист игровых литературных программ на Радио России с 20-летним опытом
    и мама 13-летней дочери, которая любит читать, но часто скучает на школьных уроках литературы.
Проблема эта знакома многим родителям.
Поэтому мы решили придумать курс интерактивных лекций, который:

  • "подружит" современного подростка с героями прошлого
  • в стремительно меняющемся мире обнаружит по-настоящему острые точки соприкосновения современности с классикой
  • поможет не запутаться в русской и мировой литературе
  • поможет систематизировать и выделить главное

В общем, станет весомым ПЛЮСОМ к школьной программе, заполнит пробелы и расширит кругозор.

А главное: сменит минус на ПЛЮС в восприятии предмета:

читать - интересно, думать - полезно, писать сочинения - нестрашно, литература не ограничивается тестами и проверками "во что была одета героиня на 55-й странице", а классики - не такие уж и бородатые старики. Да, они не вели блогов на ютубе, но "зажигали" нешуточно.

Спорим, что самое интересное на уроках рассказать обычно не успевают?

Ждём и детей, и родителей, и даже учителей - в ПЛЮСЕ останутся все.


ПЛЮСЫ нашего курса:
  • понятно объясняем сложные и важные термины (и символизм с футуризмом больше никто не перепутает)
  • ярко и современно формулируем темы (интересно узнать, что общего у Кощея Бессмертного с Воландемортом, а у Геракла - с Железным Человеком?)
  • сопровождаем рассказ наглядными слайдами (смогли перевести письмо Татьяны на язык смайликов)
  • отбираем занимательные факты о классиках (а вы знали, что Андерсен гостил дома у Диккенса?)
  • освещаем мировой литературный процесс системно (не только Пушкин и Шекспир - наше всё! Хотя без них, конечно, никуда)
  • любим литературу и заражаем этой любовью всех вокруг, даже отъявленных библиофобов
  • учим не только заполнять экзаменационные тесты, но и думать своей головой
  • даже если ребенок не читал книгу, по итогам лекции он получит представление об эпохе, авторе, центральной идее и - стимул ее прочесть
  • И никакого "Петров, к доске!" и "Что хотел сказать автор?"
    Вместо этого - детективные расследования, увлекательные квесты и путешествия во времени. Литература - это целый мир, в который можно погружаться до бесконечности!
Программа курса
Лекция 1.
"Славянское фэнтези": от "Руслана и Людмилы" А. С. Пушкина до бестселлеров 21-го века. И как всё-таки русалка держится на ветвях?
Славянская мифология загадочна уже потому, что письменных сведений о ней почти не сохранилось. Но "свято место пусто не бывает", и теперь можно вечно распутывать этот волшебный клубочек: где тут авторская выдумка, а где мистификация. В одном только Пушкинском Лукоморье легко заплутать: как кровожадный Баюн, усыпляющий пением путников, превратился в добродушного Кота Ученого? Какому богатырю всё-таки принадлежала гигантская голова, с которой беседовал Руслан? Что общего у Гвидона и Персея? Кто такая царевна Лебедь? И удалось ли кому-либо из современных авторов создать на этом богатом материале убедительную фэнтези-вселенную?
Лекция 2.
Загадочный Гоголь и сгоревшие рукописи. Мифы и факты о самом мистическом авторе русской литературы.
Человек, придумавший лихо закрученные истории об украденном с неба месяце, сбежавшем с лица носе, роковом портрете ростовщика и убивающем взглядом предводителе нечисти Вие, определенно не был обычным. Всю жизнь Николаю Васильевичу Гоголю сопутствовали загадочные события... Зачем великий писатель незадолго до смерти попросил принести лестницу? Сколько всего книг он сжёг? И причем тут поезд-призрак? Попробуем разобраться.
Лекция 3.
Прогулка с Вещим Олегом. Пройдёмся по "тёмным" местам известной баллады: за что князь мстил хазарам и стоит ли спорить с волхвами.
Пророки, в отличие от прогнозов погоды, никогда не ошибаются, и обойти их начертания невозможно - хотя, согласно летописи, князь Олег и попробовал это сделать. Он пал смертью множества легендарных героев, античных и скандинавских, осмелившихся поспорить с судьбой. За что же злополучный князь был прозван "Вещим"? Какими еще делами он знаменит, славными или тёмными? Так ли были "неразумны" хазары, основавшие сильнейшее царство на востоке Европы, и куда они потом загадочно исчезли? Что еще можно отыскать между строк этого классического текста?
Лекция 4.
"Одинокий парус" М.Ю. Лермонтова - художника слова и кисти. Стихотворные образы в иллюстрациях автора и других мастеров.
Строку "Белеет парус одинокий в тумане моря голубом..." знают все, но еще раньше автор написал акварель "Морской вид с парусной лодкой". М. Ю. Лермонтов всерьез занимался живописью и даже нарисовал портрет явившегося ему во сне предка... Метущаяся "демоническая" натура поэта впоследствии была точно схвачена неординарным художником М. Врубелем. Это один из лучших в мире тандемов писателя и живописца, и к тому же уникальных - ведь последний родился спустя 15 лет после смерти первого. И если Лермонтов многократно переписывал текст своего "Демона", то Врубель бесконечно правил роковую картину, работа над которой довела его до безумия...
Лекция 5.
"Фантастическая пятёрка": Онегин, Печорин, Чацкий, Обломов и Базаров - "лишние люди" русской литературы. Нашли бы они своё место в современности?
Они пренебрегали искренними чувствами, губили невинные жизни, отрицали традиционные ценности или просто... валялись на диване. За что же так называемым "лишним людям" уделяется столько особого внимания? Стоит ли их жалеть? Или презирать? Или у них есть, чему поучиться? Можно ли найти им аналоги среди современных "хипстеров, блогеров, геймеров" и прочих? Попробуем вызвать героев из небытия и даже взять у них "интервью".
Лекция 6.
Шинель, футляр и гранатовый браслет. "Маленькие люди" русской литературы - мог ли быть для них иной финал?
"Маленького человека" можно назвать "героем наоборот": он не совершает подвигов, ни в чем, кроме страданий, не преуспевает, проживает свою литературную жизнь бедно, однообразно и уныло, а в финале неизменно гибнет. Казалось бы, ничего скучнее не придумаешь, но так ли безобиден и жалок Башмачкин, мстительным призраком витающий над Петербургом? Или чудовищный зануда Беликов, "человек в футляре"? Или чиновник Желтков, не пожалевший жизни во имя чувства? На примере произведений Карамзина, Пушкина, Гоголя, Чехова, Куприна и Достоевского рассмотрим, какие силы - разрушительные и созидательные - сокрыты в мнимой слабости героев.
Лекция 7.
"Поваренная книга" русской литературы: страсбургский пирог Онегина, бараний бок Собакевича, варенья и соленья Обломовки, крыжовник из рассказа А.П. Чехова. Пища как метафора в стихах и прозе.
Если на стене в пьесе висит ружьё, то оно, как известно, неизменно выстрелит. А если к столу герою подают варенье из редьки, бараний желудок, начиненный гречневой кашей, гуся и гигантские ватрушки, то это тоже неспроста... Герои русской литературы едят часто и со вкусом, а читателю в память превосходно врезаются блюда - будь то столярный клей, которым с голодухи перебивалась Каштанка, наваристая уха басенного соседа Демьяна или поэтические ананасы в шампанском из Серебряного века. Вспомним самые интересные литературные примеры, когда пища становилась яркой приметой времени, характеристикой героя или мощной метафорой.
Лекция 8.
Куда сбежал Нос, или его величество Гротеск. О приемах фантастического преувеличения в творчестве Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, В. Одоевского.
Гротеск ужасен, прекрасен и неуловим, как запутанный сон, который трудно вспомнить поутру. Гротеск существует на грани иронии и безумия, пристальной наблюдательности и пророчества. Писатели, которые использовали этот прием, как будто опередили своё время - они и сегодня, как никогда, современны. Недаром В. Одоевский, автор знаменитого "Городка в табакерке", в своих философских изысканиях сумел предсказать даже соцсети, блоги и интернет. Попробуем окунуться с головой в этот фантасмагорический мир и вынырнуть из него с новыми знаниями.
Лекция 9.
Комическое и трагическое в рассказах А. П. Чехова. Уроки гениальной краткости.
Фраза "краткость - сестра таланта" была написана А. П. Чеховым в письме брату и теперь знакома практически всем, но было у нее и продолжение: "Памятуй, кстати, что любовные объяснения, измены жен и мужей, вдовьи, сиротские и всякие другие слезы давно уже описаны. Сюжет должен быть нов..." Таких новых сюжетов сам А. П. Чехов привнес в литературу более 900, отыскивая их в повседневной жизни так же внимательно и тщательно, как врач диагностирует болезни. А мы и сегодня можем исцеляться его наследием - будь то смешные рассказы или глубокие драмы.
Лекция 10.
Решительные героини - на что они способны? От Василисы Микулишны до Татьяны Лариной, Сони Мармеладовой и Маргариты. Что объединяет самые сильные женские образы русской литературы.
Героиня русской литературы любит и ненавидит, спасает и губит, побеждает или ошибается - но она совершенно точно не бездействует, а, наделенная глубинной силой, меняет судьбы и переворачивает миры, нарушает традиции и бесстрашно шагает за грань. Лавируя между горящими избами и скачущими конями, попробуем проследить за судьбами самых ярких героинь.
Хотим принять участие!
Курс в записи
10 лекций

  • видеозаписи всех лекций








2500 (6000) руб.
при оплате сегодня
Принять участие
К оплате принимаются любые карты всех стран мира. Вы получите подтверждение об оплате на вашу электронную почту. Если возникнут какие-либо проблемы с оплатой, свяжитесь с нами по адресу hello@showandtell.ru


Внимание! Материалы запрещено использовать для коммерческой цели или выстраивания маркетинговых воронок, рассылок, курсов, ведения групп, привлечения трафика без нашего документального согласия.
© Детское креативное издательство "Покажи и расскажи"

Остались вопросы? Напишите нам по адресу hello@showandtell.ru