История России:
с древнейших времен
до середины XVI века


Онлайн-курс из 14 интерактивных лекций
для любознательных детей и взрослых
Старт - среда, 26 января
2022 г. в 20:00 по московскому времени
среда, 26 января - среда,
27 апреля в 20.00 по Москве

Возраст: для ребят от 10 лет и старше
Участвуйте всей семьей!
Лекторий "Покажи и расскажи" представляет
новый увлекательный курс
историка Андрея Карташова

"История России. С древнейших времен
до конца правления Василия III."

для любознательных ребят и взрослых!



У каждого государства есть своя история. Полная событий, славных и трагических, радостных и печальных. У каждого народа есть свои герои и предатели, спасители и враги. У каждой страны есть свои трагедии и триумфы, взлеты и падения.

Мы будем говорить о России.
Как появился на свет этот гигант, как и когда это произошло.
Чем развитие России отличается от развития стран Запада, и в чем оно было похоже. Какие люди создавали державу, а какие пытались его разрушить.

Мы увидим, как единое государство со столицей в Киеве вдруг развалилось на множество независимых княжеств, вынужденных непрестанно то бороться друг с другом, то отражать натиск кочевников из восточных степей. Закономерен ли был его распад? И почему русские земли вновь сплотились, но уже вокруг Москвы? И что за князья привели ее на вершину власти?

Вряд ли мы найдем простые ответы, но, может быть, это и хорошо…


О курсе

Наша цель — заинтересовать ребят, чтобы им захотелось узнать больше. Не загрузить деталями, а научить их замечать, задавать вопросы, делать открытия и выводы. В курсе предусмотрены небольшие домашние задания - будем искать информацию, рисовать, исследовать и сравнивать!

На протяжении всего курса мы будем с вами на связи и отвечать на вопросы участников как на лекциях, так и в специальной группе в соц.сетях.

Наш курс способствует:
  • 1
    Образное мышление
    развитию образного мышления; с его помощью легче понять и почувствовать эпоху, почти ощутить её вкус и цвет; а это поможет больше запомнить фактов, имен и событий
  • 2
    Причинно-следственные связи
    развитию способности находить причинно-следственные связи
  • 3
    Нравственные качества
    воспитанию определенных нравственных качеств, так как перед глазами проходит множество людей из Прошлого и есть возможность учиться на их примерах
  • 4
    Понятийный аппарат
    развитию у ребенка понятийного аппарата, пониманию путей зарождения, формирования и развития Российского государства
  • 5
    Собственный взгляд на вещи
    формированию способности объективно относиться к фактам прошлого; возможность отказаться от жестких установок и концепций; дать право на существование другим точкам зрения; выработке своего собственного взгляда на события, желания делать свои собственные выводы
  • 6
    Устная речь
    улучшению устной речи
Расписание курса
среда,
26 января
в 20:00
среда,
26 января
в 20:00
Занятие 1.
Восточные славяне в древности
Вопрос, который задают все: «Откуда это все началось? С чего все началось?» Очень сложный и очень интересный вопрос. Мы вернемся к истокам истории России, где все зыбко и призрачно. Бескрайние пространства покрыты лесами. Лишь кое-где встречаются отдельные островки пашни, да над небольшими поселками поднимается дымок от очагов.

Еще нет государства, нет чиновников, нет столиц. Грады вместо городов, вожди вместо князей. Перун, Велес, Мокошь вместе с другими богами управляют жизнью восточных славян. Как живут поляне, вятичи, радимичи и другие племена в эпоху начала времен? Об этом наш рассказ…
среда,
2 февраля
в 20:00
среда,
2 февраля
в 20:00
Занятие 2.
Возникновение государства
Несколько столетий восточные славяне жили без государства. Они прекрасно обходились с помощь вождей, старейшин и собраний общинников. И вдруг в 9 веке все изменилось. Появились князья, чиновники, налоги. Как это случилось? Может ли государство образоваться в одночасье? Может быть идею государства привнесли варяги? Или оно появилось из-за торгового пути «Из Варяг в Греки»? Откуда взялось слово «Русь»? Если Новгород – новый город, то где город старый? Как контролировать такие огромные территории, как защищать их? Как развиваться, находясь на краю обитаемого мира? Вопросов много, найдем ли ответы…
среда,
9 февраля
в 20:00
среда,
9 февраля
в 20:00
Занятие 3.
Первые князья
История Древней Руси содержит много ярких событий. И вроде бы все понятно. Но стоит немного подумать, и возникают вопросы, много вопросов. Прибивал ли князь Олег щит к воротам Царьграда, если сами византийцы об этом не упоминают? Зачем княгиня Ольга ввела уроки и погосты? За что убили князя Игоря Старого и стоит ли о нем горевать? Нужно ли было князю Святославу уничтожать Хазарский каганат, если после его гибели степи заняли более дикие печенеги? А полюдье, это налоги или дань и есть ли разница в этих понятиях? Да и как все-таки звали князей, Олег или Хельги, Игорь или Ингвар? И самый главный вопрос – ради чего Владимир Святой принял христианство и зачем крестил Русь?
среда,
16 февраля
в 20:00
среда,
16 февраля
в 20:00
Занятие 4.
Ярослав Мудрый
Начало XI века – время расцвета государства. Далеко раскинулась власть князя Ярослава по земле Русской. Под его сильной рукой и мудрым правлением славянские племена достигли успехов и благополучия. Первый письменный сборник законов, первая библиотека. Башни и стены новых городов поднялись в небо. Новые торговые пути прокладываются через леса, связывая отдаленные окраины друг с другом. Династические браки поднимают авторитет Руси в Европе. Но уже зашаталось единство страны, глубокие трещины прорезали его фундамент. И восстал брат на брата, и пролилась кровь междоусобиц. Можно ли было этого избежать, да и нужно ли было избежать?
среда,
23 февраля
в 20:00
среда,
23 февраля
в 20:00
Занятие 5.
Новгородское княжество
Открытый в сторону Северной Европы, он всегда с подозрением поглядывал на юг. Гордый своим могуществом, нетерпимо относящийся к любым попыткам ограничить его свободу, крепко упираясь ногами в Северную землю, непоколебимо возвышался над краем лесов этот исполин – Господин Великий Новгород. Властно сжимал он в своих руках важнейший торговый путь по рекам – «Из Варяг в Греки». Его храбрые купцы добирались до Германии и Франции, Швеции и Дании. На его рынках можно было встретить товары из Персии и Кавказа, Европы и Византии, Хазарии и арабского Халифата. Здесь проживала самая большая доля грамотных людей в Древней Руси.

Верный старинным вольностям, Новгород поставил выше власти князей собрание горожан – вече. Хорошо защищенный болотами и лесными чащами, город мог не бояться врагов ни с Запада, ни с Востока, свободно дыша полной грудью, создавая прекрасные соборы, церкви и дворцы…
среда,
2 марта
в 20:00
среда,
2 марта
в 20:00
Занятие 6.
Владимиро-Суздальское княжество
Залесный край. Он был при первых князьях далеким захолустьем на краю цивилизации, в котором никто не хотел править. И вот в 12 веке он покрылся распаханными полями. Многолюдные города поднялись среди его лесов – Ростов, Суздаль, Владимир, Переяславль. Реки, кишащие рыбой, леса, полные дичи, пашни с дружными всходами. Множество торговых путей пролегло через его просторы. И приумножилось богатство края. И вот уже князь Юрий Долгорукий строит первый каменный храм. А потом посчитал себя в силах начать борьбу за обладание Киевом. И добился своего.

Но сын его, Андрей Боголюбский, не пожелал уехать их родного края и сделал Владимир-на-Клязьме столицей своей земли. И подчинились ему и Новгород, И Рязань, и Смоленск. Здесь, во Владимире, теперь был центр Руси!
среда,
9 марта
в 20:00
среда,
9 марта
в 20:00
Занятие 7.
Татаро-монгольское нашествие
Они были как кара Господня, и было их невозможно остановить. Волна за волной приходили они из степей, и с каждым годом становилось их все больше. И было им имя – монголы. Первой пала Рязань, потом Суздаль, Ростов и Владимир. И вот настал день, когда Батухан повел свои войска на покорение Новгорода. Нескончаемым потоком затапливая долины рек, потекла волна монгольских воинов. Тысячи лошадей оглашали округу пронзительным ржанием, а на ветру трепетали бунчуки. Пестрые юрты занимали вечерами целые равнины, а свет монгольских костров, более многочисленных, чем звезды, озарял ночное небо.

А их манера сражаться!? Как можно остановить эту лавину лишенных страха людей, которые отчаянно и безрассудно бросаются в самую гущу сражения. Пепелища городов и плач детей, оплакивающих своих непогребенных родителей, стоны сотен людей, угоняемых в рабство и глухая печаль, разливающаяся по некогда цветущему краю, - вот что ждало Русь.
среда,
16 марта
среда,
16 марта
Занятие 8.
Борьба против Швеции и крестоносцев
Несколько столетий, начиная с 12 века, они были соседями Новгорода. На севере – шведы, а на западе – крестоносцы. Иногда шла торговля, обогащая и тех и других. Иногда лилась кровь, принося разорения и страдания. Периоды мира прерывались долгими войнами. Тогда вечевой колокол звал новгородцев к оружию. И если бы только два раза, если бы только на реку Неву и на лед Чудского озера! Нет! Не одно поколение новгородских князей вынуждены были защищать границы княжества. Были в этой многолетней борьбе и победы, были и тяжкие поражения. Лишь в 1410 году удалось нанести Ордену смертельную рану…
среда,
23 марта
в 20:00
среда,
23 марта
в 20:00
Занятие 9.
Культура Древней Руси
Люди, жившие в Древнерусском государстве, были такие же как все. Эмоции и чувства переполняли их души: страх, любовь, счастье, печаль, стремление к красоте. Эти эмоции и чувства бурлили и рвались наружу. Не в силах более сдерживать их, люди стали строить храмы, писать стихи и иконы, создавать мозаики. Не имея циркуля и микроскопов, в эпоху, когда случались эпидемии и неурожаи, прислушиваясь лишь к чувству прекрасного, они творили шедевры. Мы увидим их своими глазами, и это будет замечательно. Да и потом столько необычных новых слов: скань, зернь, чернь, перегородчатая эмаль, огненное золочение, - нам кажется, это будет интересно…
среда,
30 марта
в 20:00
среда,
30 марта
в 20:00
Занятие 10.
Возвышение Москвы
среда,
6 апреля
в 20:00
среда,
6 апреля
в 20:00
Занятие 11.
Дмитрий Донской
От смерти Ивана Калиты до вступления на престол Василия I прошло всего лишь пятьдесят лет, правление всего лишь трех князей, но как же много событий. Эпоха великих надежд и жестоких разочарований, время славных побед и жестоких ударов.

Сначала Черная Смерть пришла из Западной Европы и унесла с собой треть населения княжества. Но смогла возродиться Русь Московская и лишь окрепла в борьбе с Орденом и Литвой. А потом вышли полки под знаменами Дмитрия Ивановича на поле Куликово и одолели рати хана Мамая. Но не принесла эта победа избавления от татарской неволи. Вновь сгорела Москва в пламени пожара. Не пришло еще видно время для свободы, нужно было подождать еще немного…
среда,
13 апреля
в 20:00
среда,
13 апреля
в 20:00
Занятие 12.
Василий II
Вслед на Дмитрием Донским два князя Василия занимали друг за другом московский престол. Семьдесят семь лет на двоих – большой срок. Восстав из пепла после нашествия Тохтамыша, Москва превратилась в сильнейшее княжество на Руси. Лишь Новгород мог соперничать с ней. Однако братоубийственная война разрывала княжество в течение двадцати пяти лет. Нашествие Едигея, Грюнвальдская битва, жизнь Андрея Рублева, правление великого князя Витовта, Флорентийская уния, - вот декорации для удивительного спектакля под названием «Москва в конце 14 – первой половине 15 веков».
среда,
20 апреля
в 20:00
среда,
20 апреля
в 20:00
Занятие 13.
Иван III
В конце XV столетия подобно Фениксу Русь возродилась из пепла ордынских набегов. Множество земель объединилось вокруг нового лидера – Москвы. Даже Господин Великий Новгород склонил голову перед своим южным соседом. Новый хозяин занимал великокняжеский дворец в городе на семи холмах – Иван III. Именно ему удалось сбросить татарское иго, выстроить краснокирпичный Кремль, возвести новые соборы. Последние осколки былой феодальной вольницы – Тверь, Ярославль, Ростов – влились в единое государство. В правление Ивана III стало окончательно ясно, на карте Европы появилось новое государство – Русь Московская. И чтобы ни у кого больше не возникало на сей счет сомнений, Иван III принял невиданный ранее титул – Государь всея Руси.
среда,
27 апреля
в 20:00
среда,
27 апреля
в 20:00
Занятие 14.
Василий III и Елена Глинская
Умирая, Василий III просил своего сына об одном – сохранить с таким трудом обретенное единство земли Русской. Василий III же, чудом попав на престол, не только сберег отцовское наследство, но и приумножил его. Под руку Москвы удалось привести Псков и Рязань; после долгой войны с Литвой получилось вернуть Смоленск и Стародуб и далеко продвинуться на юг. Именно в годы правления Василия III рождается идея «Москва – III Рим». Поднялись новые крепости и новые монастыри. Лишь отсутствие наследника омрачало жизнь князя. Ради сохранения династии пришлось развестись с любимой женой Соломонией Сабуровой и взять новую супругу. Когда же появился на свет долгожданный сын Иван, радости не было предела. Жаль только, что не долго наслаждался отцовством Василий III – нелепая случайность на охоте оборвала его жизнь.
Автор и ведущий
  • Андрей Карташов
    • историк, педагог, лектор, экскурсовод, исторический аниматор. Учитель истории высшей категории в частной школе.
    • Ведущий исторической программы «Я из будущего» на радио «Вести FM». Автор и ведущий лекций в городском лектории «Синхронизация», Москва.
    • Закончил исторический факультет МПГУ имени Ленина по специальности «История».
    • Хобби:
    • увлекается исторической реконструкций, специализация «Средние века»
    • театральная студия школы «Путь Зерна»
Хотим принять участие!
Занятия проходят по средам в 20.00 по московскому времени в прямом эфире на платформе Zoom.
Формат интерактивный с активным участием ребят.
Продолжительность: 1,15 -1,30 час

Стоимость при оплате сегодня:
  • Разовый билет на занятие для всей семьи : 700 (800) руб.
  • Абонемент на 7 занятий: 4550 (5600) руб.
  • Абонемент на 14 занятий ( полный курс): 8400 (11250) руб.
Всем участникам предоставляется видеозапись лекций и творческие задания для детей.
Занятие 14
27.04.22
  • Продолжительность занятия - 1 час - 1час 20 минут:
  • 40 -50 мин - лекция
  • 20-30 мин - вопросы и ответы
  • Домашнее задание для участников
  • Видеозапись лекции



700 (800) руб. при оплате сегодня!
Принять участие
Абонемент на 7 занятий
(8-14 занятие)


  • Участие в 7 онлайн-занятиях
  • Видеозаписи лекций
  • Домашнее задание к каждому уроку

4550 (5600) руб. при оплате сегодня!
Принять участие
Абонемент на 14 занятий
(полный курс)
  • Участие в 15 онлайн-занятиях
  • Видеозаписи лекции
  • Домашнее задание к каждому уроку

8400 (11250) руб. при оплате сегодня!
Принять участие
К оплате принимаются любые карты всех стран мира. Вы получите подтверждение об оплате на вашу электронную почту. Если возникнут какие-либо проблемы с оплатой, свяжитесь с нами по адресу hello@showandtell.ru


Внимание! Материалы запрещено использовать для коммерческой цели или выстраивания маркетинговых воронок, рассылок, курсов, ведения групп, привлечения трафика без нашего документального согласия.
© "Покажи и расскажи"
Остались вопросы?
Оставьте заявку на участие, и мы вам перезвоним!
Какие онлайн-программы для подростков вам интересны?
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности нашего сайта.

Остались вопросы? Напишите нам по адресу hello@showandtell.ru